Йавм-и Али

Фев 17, 2022

Йавм-и Али

На этой неделе исмаилиты и другие мусульмане отмечают Йавм-и Али. Он посвящен дню рождения Хазрата Али (мир ему), которого многие мусульманские общины почитают за его мудрость, благочестие и лидерство.

Йавм-и Али – буквально «День Али» – знаменует День рождения Хазрата Али, двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммада (мир ему и его семье), который согласно мусульманской шиитской традиции и интерпретации истории, является первым в линии наследных Имамов из семейства Пророка.

Согласно традиции, Хазрат Али родился 13-го Раджаба в 599 году н. э. Сообщается, что в тот день мать Хазрата Али посетила святую Ка’бу, чтобы помолиться, и именно там он и родился.

Как в мусульманской традиции, так и в современной науке, Хазрат Али считается самым главным духовным и интеллектуальным авторитетом в исламе после Святого Пророка. Он также почитается всеми мусульманами как последний из четырёх «праведных халифов» (ал-хулафа ар-рашидун).

Будучи халифом и имамом, Хазрат Али установил образец мусульманского лидерства, основанный на этике ислама и принципах справедливого и морального лидерства. Он разъяснил понятие интеллекта как аспекта веры, который должен быть развит и использован в соответствии с этическим императивом ислама и который тесно связан с духовностью веры.

В шиитской интерпретации ислама Аллах повелел Пророку Мухаммаду назначить Хазрата Али своим преемником. Хазрат Али и последовавшие за ним Имамы несут ответственность за продолжение учения и интерпретации последнего послания Бога человечеству, которое было ниспослано Пророку Мухаммаду и записано в Священном Коране.

Хазрат Али также занимает важное место в духовности многих мусульманских интерпретаций, особенно шиитов и суфиев. Он известен не только своим руководством и лидерством, но и многие считают его духовным наставником (мавла), который особенно близок к Богу. Он считается носителем того же Нура (света), что и Пророк, и заступником – посредником.

Заступничество или посредичество означает просить или заступаться от имени другого лица. Многие религиозные общины по всему миру, включая как мусульман-суннитов, так и мусульман-шиитов, верят в концепцию заступничества. Верующие просят тех, кого считают близкими к Богу, заступаться перед Господом за них.

Многие мусульмане обращаются к помощи, милости или заступничеству Пророка Мухаммада, который описан в Священном Коране как имеющий власть просить прощения за тех, кто совершил ошибки:

«А если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе [Пророк] и попросили бы прощения у Аллаха и попросил бы прощения для них посланник, они бы нашли, что Аллах приемлет обращение, милостив». (Коран 4:64)

Для многих мусульманских общин власть заступничества распространяется также на тех, кого они считают близкими к Богу, таких как Хазрат Али, шиитские Имамы, члены семьи Пророка (Ахл ал-Байт) или суфийские пиры и шейхи, которые считаются духовно просвещёнными. Эти люди понимаются как источники Божьей благодати, милосердия и поддержки.

Прибегание к заступничеству или посредничеству не означает приравнивание Пророка или Имамов к Богу. Все мусульмане, включая шиитов-исмаилитов, верят в единство Бога (таухид), как провозглашено в первой части шахады, исламской формуле веры: ла илаха илла-ллах, что означает «нет бога, кроме Аллаха».

По случаю Йавм-и Али мусульмане-исмаилиты подтверждают свою приверженность принципам, примером которых был Хазрат Али, – в частности, этике сострадания, великодушия, честности, терпимости, прощения и служения другим – и вновь подтверждают его назначение духовным господином, интеллектуальным авторитетом и носителем Света Имамата.

[The.Ismaili – Официальный веб-сайт Исмаилитской общины]