29 января 2024 г. в памирском доме РОО «НУР» состоялся вечер традиционного песнопения маддо, в котором приняли участие старшие и молодые исполнители маддо и муночот.
Маддох это своеобразие песенного жанра (прославление, хвала), сложившегося в народной культово-ритуальной практике Бадахшана. Эти произведения исполняются певцами-устодами, профессионалами традиционной музыки, как правило специализировавшимися в жанрах маддох и касоид, и называемыми соответственно маддохон или қасоидҳон. Поют они сольно в сопровождении памирского рубаба или баландзикома — инструмента с богатой обертоновой окраской и мягким звуком грудного тембра.
Среди жителей Ишкашимского района жанр маддох бытует под названием касоид (форма единственного числа -касыда). Последователи исмаилизма в Дарвазе называют ее хайдари. Оба термина употребляются в значении маддох. Жанр маддох (или мадо, маддо — в зависимости от диалектов памирских языков) уходит в глубь веков и является древнейшим видом поэтического творчества мадхия, имеющего много общего с воспеванием возвышенного и молитвами, обращенными к Всевышнему.
По мнению ученых, эти песни с древних времен занимали важное место в жизни населения Бадахшана, сначала в структуре различных вокальных композиций, которые исполнялись народными певцами – хафизами, и только позже получили развитие как самостоятельный жанр. Эти песни строятся на философском размышлении, повествуя о вечности и временном бытии, о сущности смысла жизни, о судьбе человека, его вере, познании мира и Вселенной, о доброте и благоденствии.
Маддох — циклическое произведение, состоящее из трех частей философско- религиозного содержания и касыды, представляет собой объединённое в органическое целое развернутых строго регламентированных по форме построений и в основном поется на стихи Насира Хусрава, Руми, Хафиза, Саади, Санаи, Шамса Табризи и других классиков таджикско-персидской поэзии и исполняется, как правило, на разных церемониях, собраниях, праздниках, в течение святого месяца рамазан и т.д.